LogLerney.ru
Войти / Регистрация
Закрыть

или зарегистрироваться

Как организовать подбор сотрудников в логистической компании

Медиа, Предметы, ПолезноеПечать
Наталья Жарова, Директор по персоналу компании VIG Trans
Как организовать подбор сотрудников в логистической компании

О работе HR-службы логистической компании на вебинаре портала LogLerney.ru рассказала Наталья Жарова, Директор по персоналу компании VIG Trans.

Группа компаний V.I.G.Trans - это Логистический оператор и Таможенный представитель на территории РФ, который предлагает полный комплекс услуг по организации внешнеэкономической деятельности. В компании сейчас работает 90 человек (когда я пришла работать, было всего 15). У нас есть свои филиалы как на территории РФ, так в Европе и Китае. Мой опыт в области HR - более 10 лет. В логистике - более 3 лет.

В связи кризисом и сокращением (доли импорта на 40%) у HR-менеджеров, которые работают в сфере ВЭД, появилось очень много работы. Потому что на рынке труда появилось много специалистов, которые будут выполнять работу лучше, чем существующие сотрудники. Сейчас потенциально существует возможность большего выбора из числа соискателей и больше возможностей для оптимизации бизнеса, у тех же, кто находится в поисках работы, хорошие возможности быстро найти хорошее место. Потому как спрос на логистику на рынке есть, и он достаточно большой.

Мы поговорим сегодня о том, как мы набираем логистов. Думаю, что мой профессиональный опыт будет полезен и коллегам по HR-цеху, и тем, кто ищет сотрудников без HR (бывает и такое), а самое главное, надеюсь, мой опыт поможет специалистам в логистике сориентироваться и осознать свои ценные качества, чтобы ПРАВИЛЬНО предложить их работодателю.

Регламент выступления такой. Сначала мы поговорим про логистику, о том, какие требования работодатель предъявляет в к логисту. Далее я расскажу о том, как на мой взгляд, нужно правильно составлять резюме. И наконец, расскажу о том, какие методы мы используем при подборе логистов в компанию.

Можно выделить два типа логистов:

1. Логист в производственной компании

Это сотрудник, который является неким коммуникатором между потребностями своей компанией и логистическими компаниями. Он находится в поисках хороших ставок, идеальных маршрутов. До кризиса таких сотрудников выделяли в целые отделы, а в более крупных холдингах - в отдельные компании. Их основная задача иметь как можно больше транспортных компаний, из которых они смогут выбирать. Зачастую их выбор основывается на оптимальных ставках, но очень часто такие сотрудники не чисты «на руку». Поэтому работодатель имеет риск сотрудничества не с лучшим агентом.

2. Логист в транспортной компании

Это сотрудник, который имеет более обширный круг обязанностей. Сотрудники отдела логистики (о чем мы далее подробно поговорим) имеют очень широкий спектр обязанностей.

Основные должностные обязанности логиста выглядят следующим образом:

• Организация и координация грузоперевозок.

• Составление маршрутов транспортировки грузов.

• Управление складскими запасами и заказами;

• Ведение документооборота

• Прием и контроль транспорта.

• Мониторинг и анализ затрат на логистику.

Также список того, чем занимается логист, может включать следующие дополнительные функции:

• Формирование товарных отчетов, проведение анализа дебиторской и кредиторской задолженности для бухгалтерии.

• Распределение товаров на складе (учет наличия складских мест).

• Взаимодействие с представителями компаний-импортеров.

• Деятельность в сфере ВЭД.

Обязательные требования к логисту:

• Высшее образование.

• Владение ПК, знание офисных программ и 1С.

• Знание основ документооборота.

• Знание транспортного законодательства.

Помимо того, что должен знать логист обязательно, работодатели часто выдвигают дополнительные требования:

• Свободное владение иностранным языком (чаще английским, иногда — немецким или французским).

• Опыт работы в сфере ВЭД: (нормативная база, опыт работы с таможней и международными перевозчиками)

• Знание основ складского учета

Как стать логистом

Базовые знания и навыки логиста можно освоить, получив высшее экономическое образование. Но чаще всего, этого достаточно только для того, чтобы устроиться помощником менеджера по логистике и заниматься мелкими делами.

Основной опыт специалисты получают в процессе работы, т.к. в грузоперевозках очень быстро меняется ситуация, цены, сроки и т.д. Информация крайне быстро устаревает и это требует постоянного самообучения и участия в организации перевозок. Требуется около 2-х лет, чтобы понять рынок на хорошем уровне и найти достойную, высокооплачиваемую работу в логистике.

Зарплата логиста, как и в любой другой отрасли, зависит от региона проживания и специфики компании, а также от квалификации самого специалиста. Предложение оплаты на рынке труда колеблется от 20 000 до 80 000 рублей. Средняя зарплата логиста ориентировочно составляет 50 000 рублей. (Исходя из данных сайта hh).

На самом деле рынок очень непонятный. Есть компании который намеренно завышают з/пл, но знания этих специалистов не дотягивают до нужного уровня.

Рекомендации по составлению резюме

1) Соблюдайте стандартный формат. Каждый HR-менеджер и директор мгновенно найдет нужную информацию в резюме. Все просто. Образец есть в интернете.

2) Компактность. Если вы думаете, что 4 листа с вашим опытом работы кому-то нужны, вы глубоко заблуждаетесь. Менеджеры по персоналу любят, когда все понятно, удобно и просто. 3)Важные вещи наверху. То, что работодателю важно, будет расположено на самом верху и сразу бросится в глаза тем, кто занимается подбором кадров. Это даст вам преимущества перед другими кандидатами.

4) Указывайте достижения (результат, пользу, которую Вы принесли компании Работодателю сразу будет понятен уровень, Очень много соискателей, которые игнорируют данный пункт. На самом деле он один из самых важных. Вы показываете на сколько работа была выстроена, успешна, пусть даже на невысоком уровне.

5) Указывайте свои ожидания – в з/пл, в обязанностях. Пишите до кого хотелось вырасти, или что можете дать новой компании.

Пример, был сотрудник, у которого за плечами был только университет, но своими знаниями основ теории, желание развиваться, он был принят на эту позицию. К тому же, он изучал китайский язык и действительно очень хотел заниматься морской логистикой.

Каких специалистов мы подбираем себе

Компания V.I.G Trans осуществляет импорт и экспорт грузов, охватывая все страны мира и без ограничений по видам товаров. Исходя из этого, достаточно несложно представить спектр обязанностей отдела логистики, да и вообще компании.

Чем нужно будет заниматься?

• Организация международных перевозок (выбор оптимального маршрута, расчет стоимости, подготовка и проверка сопроводительной и транспортной документации);

• Ведение заявок на транспортное обслуживание клиентов компании (обработка заявок, поступающих от менеджеров, производственных подразделений);

• Работа со сборными и генеральными грузами;

• Анализ рынка логистических услуг;

• Контроль за соблюдением правильности оформления первичных документов; (так как разноплановая специфика)

Как мы видим нашего сотрудника?

• Опыт в международной логистике от 2-х лет (желательно);

• Знание типов транспортных средств;

• Наличие базы перевозчиков, как преимущество;

• Знание импортно-экспортной документации, условий поставки товаров, Incoterms 2010;

• Знание российских таможенных правил и законов;

• Навыки ведения переговоров с поставщиками услуг.

Если вкратце рассказать про руководителей отдела логистики, то их знания должны быть максимально обширными. То есть, знания морских, авто, авиа и ж/д перевозок. Наличие хорошей агентской сети. Знание таможенного законодательства.

Общение логиста происходит со всей компанией: таможенный отдел, финансовый, юридический и коммерческий. У нас большой отдел продаж (который составляет треть компании), сотрудники которого на ежедневной основе создают очень много запросов на первичный просчет и очень много грузов, которые находятся в пути или на складе консолидации. В рамках работы отдела продаж и логистики есть четко установленные сроки расчёта и доставки грузов, которые нельзя нарушать.

Отсюда следует, что в нашу компанию специалисты приходят уже с опытом работы. Достаточно редко мы открываем вакансии ассистентов или помощников. НО ЕСЛИ ТАКАЯ ЕСТЬ, то специалист по логистике очень быстро развивается.

И открою для вас небольшую тайну что в компании у нас существует АКАДЕМИЯ ОБУЧЕНИЯ. Для каждого отдела мы можем обучить сотрудника с самыми минимальными знаниями. Мы постоянно совершенствуем и дополняем материалы по обучению.

На собеседованиях мы много расспрашиваем соискателей о предыдущем опыте. Как был организован процесс, с кем работали, с кем общались, как считали ставки, в какой программе работали.

На рынке много кандидатов, которые имеют схожий опыт. Но как показывает практика, каждая компания имеет свою специфику и уникальность. Нам важно понять гибкость мышления и уровень профессионализма специалиста. Если кандидат не походит для нашей компании, это совсем не значит, что его востребованность на рынке небольшая. Очень много кандидатов, с которыми я беседую, и даю сразу же на интервью обратную связь, что наша компания не для них.

Пример, сфера закупок. Сотрудник отвечает за весь процесс, от закупки до поставки на терри-рию РФ, но вся его ценность состоит в том что он владеет языка, ищет поставщиков. Дальше подключает таможенный представителей (то есть такие компании как мы) и работает с ними. Что внутри процесса перевозки он не знает.

Какие методы мы используем при подборе логистов в компанию

Ни для кого не секрет что сфера найма оставляет за собой много вопросов. Каждый бизнес начинается именно с персонала. Кого мы подберём и оценим, такой будет и результат. Поэтому крайне важно развивать данное направление и совершенствовать его постоянно.

Мы достаточно долго разрабатывали идеальную схему работы по найму персонала. Перепробовали большое количество методик, прибегали к различным рекомендациям, зарубежным разработкам. Внедряли огромные тесты, которые были направлены на личностные качества сотрудников. Но все это не приносило желаемого результата. Спустя время могу сказать, что мы нашли успешные решения, которые позволяют нам подбирать тот персонал, который нам нужен.

Расскажу вам сегодня несколько секретов. Стандартная схема работы состоит всего из трех шагов. Интервью, тест, рекомендации. Но сами по себе эти шаги достаточно сложные.

1. Интервью на продуктивность (опросник)

На собеседовании также мы задаем вопросы о результативности. То есть нам важно понять, человек видит свой ценный конечный продукт, или он живет в процессе. Очень многие не ожидают этого вопроса, поэтому мы приводим пример. У пекаря – конечный продукт хлеб, у дворника – чистый двор. Вы сейчас сами подумайте (для себя) что является вашим ценный продуктом.

Логисты, отвечая на этот вопрос, могут говорить: общение с агентами/клиентами, расчёт ставок, доставка грузов и проч. Мы же видим, что логист должен видеть свой продукт следующим: в срок доставлять груз по оптимальной цене. Не важно, как он это сделает, важно, что это будет сделано.

Очень важная задача интервьюера не подсказывать и не помогать. Мы не обесцениваем эти ответы и никак не критикуем, просто записываем.

Пример, когда мы вводили данную систему, то спросили руководителя отдела продаж, какой его ЦКП и он ответил «веселая атмосфера в коллективе». Очень было удивительно это слышать учредителю. Но на следующий день мы получили его заявление на увольнение по собственному желанию.

2. Тестирование. В нашей компании имеются все транспортные направления, поэтому в рамках отдела происходит деление на сегменты: авто, авиа, море и те в свои очередь подразделяются на сборные и генеральные грузы + внутрироссийские грузоперевозки и страхование. Под каждое направление существует разработанный тест. Это задания, которые состоят из практической и теоретической части. По результатам теста мы можем анализировать уровень компетентности кандидата.

3. Проверка рекомендаций ( с трех последних мест работы)

Уточнение результатов продуктивности (опросник)

В процессе написания резюме и подготовки к собеседованию очень важно понимать, что нужно работодателю от логиста в кризис. На мой взгляд, здесь все зависит от задач, которые ставит перед собой компания. Но могу сказать точно, что каждый работодатель хочет иметь надежную агентскую сеть, конкурентные и гибкие ставки, предложения по оптимизации и довольных клиентов.

Мои пожелания соискателям – быть как можно требовательней к себе, задавать вопросы и быстро вникать в специфику.

Ну а если вы занимаетесь поиском логистов, то, прежде всего, обозначьте задачи, которые вы хотите решить. Чтобы не оказалось потом, что человек с колоссальным опытом будет искать автомобили по Москве, вместо того чтобы договариваться с китайцами о новых поставках оборудования.

Наталья Жарова, Директор по персоналу компании VIG Trans
Подпишитесь и получайте информацию о других вебинарах!
Недавно добавлено

Иранские порты увеличили объемы в 2017 году на 7,9%

15/03/2018

Иранские порты обработали в 2017 году 153 млн тонн грузов, что на 7,9%. Из них импорт составил 64,8 млн тонн, ...

Иранские порты обработали больше 3 млн TEU контейнерных грузов

14/03/2018

В 2017 году иранские порты обработали больше 3 млн. TEU контейнерных грузов, сообщила морская администарция портов Ирана. Рост за год ...